следущая книга

"Бизнес-Тезаурус"
учебно-методические пособие
для российского бизнеса

Политика и практика маркетинга

В.В. Кеворков (руководитель авторского коллектива), канд. тех. наук. С.В. Леонтьев

Издатель: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1998, 1999
Подписано в печать 28.12.98. Формат 60х84/16.
Гарнитура Таймс,
Печать офсетная.
Тираж 2000 экз.



Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в рамках проекта Института стратегического анализа и развития предпринимательства "Обучение управленческого персонала для проведения реструктуризации предприятий" по программе Займа содействия осуществлению приватизации N 3546RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.


"Наша задача сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты."
А. Морита





В. Кеворков

Опередить конкурентов

Повысить эффективность коммерческой деятельности можно только за счет человеческого фактора

Для повышения конкурентоспособности бизнеса сегодня уже недостаточно создать уникальный товар - его неповторимые, на первый взгляд, свойства через некоторое время будут скопированы конкурентами. То же самое можно сказать о логистике, ценообразовании, работе с финансами. И только один ресурс всегда и в любой компании остается уникальным. И именно он способен постоянно повышать эффективность коммерческой деятельности.

О том, что это за ресурс и как с ним работать, в интервью "ЗР" рассказал консультант по вопросам анализа существующей организационной структуры и ключевых бизнес-процессов Владимир КЕВОРКОВ (Москва), который провел семинар во Владивостоке в рамках "Программы совершенствования бизнеса" от ЦБО "Эксперт".

- Владимир Владимирович, так что же это за уникальный ресурс, который есть в каждой компании?

- Конечно, это персонал. В рамках жесткой конкурентной борьбы конкуренты способны скопировать все. И об этом сегодня говорят и специалисты в области маркетинга, и бизнесмены. Поэтому сделать компанию уникальной, уйти от преследования конкурентов можно только за счет человеческого фактора. А чтобы персонал работал как надо, его надо правильно организовать и мотивировать. Но самое главное - людям необходимо дать почувствовать сопричастность своей деятельности с целями и задачами всей компании.

- Оказывается, все так просто...

- На словах - да. Но на деле... Например, мы уже давно разработали и внедрили в практику систему диагностики организаций коммерческой деятельности. Одни и те же вопросы мы задаем владельцам бизнеса, высшему руководству, руководителям структурных подразделений, сотрудникам коммерческого блока. Один из самых первых вопросов в этой анкете такой: "Существуют ли в компании сформулированная миссия и рыночные цели". Парадокс заключается в том, что твердое "да" встречается только у 20% топ-менеджмента. Это говорит о том, что люди, которые создают компанию, не имеют ясного представления о том, для чего они делают бизнес и зачем пришли на рынок. А вот специалисты коммерческого блока отвечают на вопросы нашей анкеты совсем по-другому: 80% сотрудников говорят, что их стратегия направлена именно на зарабатывание денег. Этот парадокс говорит о том, что люди, которые работают с клиентами, по сути воспринимают текущую задачу как стратегическую.

Некоторые авторы говорят о том, что, когда пишется миссия компания, не нужно писать там, что вы хотите зарабатывать. Конечно, создание компании не преследует только одну цель -обогащение, должны быть и какие-то амбициозные вещи, но в базе человечества ничего другого, кроме материального стимулирования, нет. Поэтому когда я читаю миссию коммерческой компании и не вижу в ней желания наращивать капитал, мне кажется, что создатели такой миссии все-таки лукавят.

- Вы приезжаете во Владивосток уже третий раз, и среди наших бизнесменов у вас уже есть постоянные слушатели. В чем особенность ваших семинаров?

- Основной упор я делаю не на изложение типовых решений, а на представление вариантов решений на примерах разных сфер деятельности, на примерах компаний и бизнесов разных масштабов. Я это делаю для того, чтобы участники не просто скопировали лучшие примеры, а чтобы они включили ассоциативное мышление и нашли свое решение. Ведь профессионал - это не тот, кто берет готовые решения, а тот, кто на основе своего и чужого опыта находит что-то новое. В этом, кстати, основное отличие классического тренинга от семинара. В ходе тренинга идет "натаскивание" на решение определенной задачи. На семинаре мы говорим коллегам, что канона нет, есть один вариант, второй, третий, у каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, какой выберете вы, мы не знаем. У нас на семинарах всегда остается время для самостоятельной работы (так называемый формат "Совет директоров"), где нет учебной задачи с заранее известными ответами. Есть постановка задачи, которую вы должны рассмотреть на примере своей компании.

- А эти самые варианты решений вы черпаете из своей бизнес-практики?

- Что-то из своей, что-то заимствую у коллег. Ведь на семинарах для нас обратная связь очень важна, потому что всегда есть кто-то, у кого есть какие-то оригинальные наработки, потому что кругом - человеческий фактор.

- То есть формулу успешного бизнеса вы не знаете?

- По этому поводу у нас был случай. Один слушатель прослушал семинар, в конце встал и говорит: "Владимир, все было очень интересно. Но вообще-то я рассчитывал, что в конце семинара вы на доске напишете формулу успешного бизнеса". И тогда я ему сказал: "Коллега, если бы эта формула была, конкуренции бы просто не было". И привел ему такой пример: фьючерсные торги. Исходя из одной и той же информации, одни делают ставки на повышение, другие - на понижение. И рассудить их сможет только жизнь. Поэтому цель наших семинаров - показать диапазон решений. Да, по типовым проблемам я могу предостеречь вас от ошибок, которые делать категорически не надо. Есть пройденный путь, и повторять его глупо. В нашей компании когда-то был слоган: "Извлекайте выгоду из нашего опыта". Если вы вдумаетесь в русский язык, "извлекайте" - это не значит, что берите и применяйте. Извлекайте - это процесс. Т.е. приложите силы, сделайте что-то, и тогда, возможно, у вас что-то получится.

- "Программа совершенствования бизнеса" ЦБО "Эксперт", в которой вы принимаете участие, - это новый для Владивостока формат бизнес-образования. В ближайшее время предложите нашим бизнесменам что-то еще?

- Сейчас с "Экспертом" мы готовим новую программу. За четыре дня семинара участники прослушают четыре модуля: "Стратегия", ""Финансы", "Маркетинг", "Оргструктура". Его принципиальное отличие от того, что уже было, заключается в том, что группы начинают работать над своей задачей повышения конкурентоспособности с первого дня. В первый день они определяют стратегию, во второй день уточняют эти показатели с точки зрения маркетинга, в третий - с финансовой точки зрения и т.д. И фактически выходят на некий проект решения. Конечно, проект получается еще сырой, но концептуально вы видите, чем ваша компания должна заниматься в ближайшем будущем.

ДОСЬЕ "ЗР": Владимир Кеворков профессионально работает в сфере маркетинга и рекламы с 1980 г. С 1989 по 1992 гг. - член правления Ассоциации рекламных работников СССР. Автор книг: "Слоган", "Практический маркетинг. Рабочая тетрадь Руководителя", руководитель авторского коллектива Учебно-методического пособия "Политика и практика маркетинга", "Маркетинг: регламент бизнес-процесса". Профессиональный консультант в сфере менеджмента, маркетинга, рекламы, PR, Direct-marketing и Sale promotions. Имеет опыт проведения самостоятельных маркетинговых исследований рынка, организации работы в сфере маркетинга на предприятиях различных отраслей, разработчик творческих концепций результативных рекламных кампаний.

Подготовила Елена АРДАЛЬЯНОВА
Газета "Золотой рог", г. Владивосток № 87 от 10 ноября 2004 г.

наверх страницы
контакты
структура сайта
на главную страницу
отзывы

egen. интернет студия - только хороший дизайн!