следущая книга

"Бизнес-Тезаурус"
учебно-методические пособие
для российского бизнеса

Политика и практика маркетинга

В.В. Кеворков (руководитель авторского коллектива), канд. тех. наук. С.В. Леонтьев

Издатель: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1998, 1999
Подписано в печать 28.12.98. Формат 60х84/16.
Гарнитура Таймс,
Печать офсетная.
Тираж 2000 экз.



Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в рамках проекта Института стратегического анализа и развития предпринимательства "Обучение управленческого персонала для проведения реструктуризации предприятий" по программе Займа содействия осуществлению приватизации N 3546RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.


"Наша задача сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты."
А. Морита





Пятилетка:
резерв - качество.

"Магнитола "Звезда": реклама и спрос", газета "Вперед", 24 сентября 1985.

Советские люди, трудовые коллективы предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства стремятся достойно встретить XXVII съезд партии. Партия и правительство уделяют первостепенное внимание обеспечению населения товарами народного потребления. В текущем году создается предложения товаров на первый год двенадцатой пятилетки. Эта база отчетливо проявилась на проведенной в мае этого года межреспубликанской оптовой ярмарке "Культтовары-86".

Практика показала, что одним из условий успешной коммерческой работы на ярмарке является предшествующая рекламная деятельность предприятия, а также работа по изучению конъюнктуры рынка и тенденции спроса на данные виды изделий. В сентябре 1980 года на ЗЭМЗе впервые было создано бюро рекламы и спроса. Мы обратились к начальнику БриС В.В. Кеворкову с просьбой познакомить наших читателей с работой его подразделения.

- Владимир Владимирович, хотелось бы, прежде всего, узнать, что такое реклама в профессиональном понимании, когда она появилась и как развивалась в нашей стране?

- Мне хочется начать наш разговор с определения самого термина - реклама. Реклама (от латинского слова reclamo-выкрикиваю) это есть коммерческая, то есть обслуживающая рынок пропаганда свойств изделий и услуг, полезных и важных для покупателя. Обычно рекламу делят на товарную, которая посвящена отдельным товарам или группам товаров, и престижную, рассказывающую о деятельности фирмы рекламодателя в области техники, коммерции и т.д. Важно запомнить, что реклама - это рассказ вовсе не о товаре, как таковом, а о тех потребностях покупателя, которые этот товар способен удовлетворить.
Реклама возникла из естественной необходимости одних людей сообщить другим людям те или иные торговые сведения. В археологическом музее Каира лежит камень, которому 2500 лет. На нем написано: "Я, Ринос с острова Крит, толкую сновидения". Это одна из самых древних рекламных надписей. Как видите, реклама появилась вместе с первыми древними цивилизациями. Советская реклама начинает свою историю с 1917 года, когда был издан подписанный В.И. Лениным декрет "О государственной монополии на печатные объявления" и декрет о конфискации всех частных рекламных учреждений.
К государственной рекламной деятельности в разные годы привлекались лучшие творческие силы. В ней активно участвовал В.В. Маяковский. Поэт писал в статье "Агитация и реклама": "Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь - хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи. В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе!" Пророческие слова.

- Расскажите нам о рекламной деятельности объединения.

- Главным объектом рекламы мы считаем, во-первых, все модели автомагнитол в целом и, во-вторых, марку предприятия (объединения) как гарантию высокого качества продукции. Размещение на рекламных календарях и плакатах логотипа торгового наименования "Звезда" должно поддерживать высокую репутацию объединения, а следовательно, и каждого его изделия. Реклама ни в коем случае не должна, да и не может подменять или прикрывать качество изделий. Это очень важный принцип, которым мы руководствуемся в своей работе.

Номенклатура используемых рекламных средств у нас достаточно широка, особенно тех, которые привлекают внимание покупателей на ярмарках, выставках-продажах и в магазинах и напоминают о нас длительное время. Это, прежде всего, календари, вымпела, значки, липкие аппликации, спортивные шапочки с рекламной эмблемой и т.д. Мы стараемся своевременно размещать заказы на установку рекламных щитов на спортивных сооружениях в различных городах страны, регулярно публиковать рекламные объявления в прессе, организовывать прокат рекламных кинороликов.
Принимая решение об использовании тех или иных средств рекламы, мы исходим из того, что хорошая реклама не ставит целью всучить товар. Разумеется, реклама обязана дойти до будущих потребителей. Но, прежде всего, хорошая реклама обязана возбуждать такие мысли, которые побудят иметь людей иметь высокое мнение о нашем объединении.

- Известно, что до сих пор продолжаются споры о том, кто должен рекламировать и изучать конъюнктуру рынка на товары народного потребления - промышленность или торговля? Расскажите о Вашей позиции в этом вопросе.

- Соблюдая объективность, следует отметить, что в нашей стране у торговли стаж и опыт рекламной деятельности гораздо больше, чем у промышленности. Однако промышленность стоит у истоков рождения товара, хорошо знает его особенности, достоинства и специфику. А значит, в целом ряде случае может ярче, лучше, грамотнее, чем торговля, рассказать о нем потребителю. Мы стараемся строить свою работу в тесном контакте с торговлей. БриС принимает активное участие в выставках-продажах, проводит в фирменных магазинах-салонах "Радиотехника" многих городов страны лекции-демонстрации новых моделей автомагнитол с обязательным анкетированием и интервьюированием покупателей. Регулярно, два раза в году, мы рассылаем более чем в 300 адресов специалистов торговли оптового и розничного звеньев специальные анкеты, по результатам обработки которых разрабатываются рекомендации по оптимальному распределению поставок автомагнитол по в различные регионы страны. Это позволяет нам следить за имеющейся тенденцией спроса на автомобильную радиоаппаратуру в целом и на наши магнитолы в частности.

- Можно ли определит конкретный вклад рекламной службы в выполнение объединением плановых заданий по ТНП?

- Назвать, скажем, в цифрах вклад рекламной службы - задача сложная. К тому же сегодня не существует и единой методики определения эффективности рекламы. БриС - звено производства и сотрудники его, как и весь коллектив нашего завода, работают в одном направлении, цель которого - выпуск и реализация изделий высокого качества.
В последние годы мы стали практиковать регулярное размещение в периодической печати рекламных объявлений с анкетой. Так, были опубликованы в газетах различных городов страны, в журналах "Коммерческий вестник" и "Советская торговля". Наибольшее количество заполненных анкет, свыше шестисот, было получено после публикации в журнале "За безопасность движения" №2, 1984 год. Характерно, что большинство анкетируемых не ограничивается ответами на вопросы на вопросы прилагаемой анкеты, а высказывают целый ряд предложений и пожеланий. Интересно отметить, что после публикации в г. Минске (в журнале и двух республиканских газетах) рекламных объявлений с анкетой, являющихся одним из элементов рекламной кампании, спрос на наши магнитолы резко возрос при практически не изменившемся уровне спроса на автомагнитолы-аналоги родственного предприятия. Результаты анкетирования сводятся в единый отчет и передаются конструкторам, которые стараются при разработке новых моделей учитывать пожелания покупателей.

- В 1986 году планируется начать выпуск новой модели автомагнитолы "Звезда-204 стерео". Как БриС готовится к появлению этой новой модели на рынке?

- Подготовка к этому событию была начата нами сразу после утверждения нового логотипа торгового наименования, который открывае5т перед нами и новые возможности в рекламе. Уже в этом году на ярмарке "Культовары-86" были распространены рекламные значки, вымпела, спортивные шапочки с использованием нового логотипа. Вышел в свет рекламный календарь на 1986 год с фотографией новой модели автомагнитолы, подготовлен к печати и второй календарь Также разрабатывается ряд сувенирных изделий с использованием нового логотипа. Закончена работа над проектом аудио-визуальной слайд-программы "Автомагнитолы "Звезда", съемки которой проводила студия "Эстрекламфильма". Ведется работа по размещению заказов на изготовление рекламных буклетов. Все это - элементы широкой рекламной кампании, разработанной нами и намеченной к проведению в 1986 году. Главный упор в ней будет сделан на прессу.

- Один из вице-президентов американской фирмы, выпускающей электронное оборудование, как-то сказал: "Многие инженеры полагают, что если они создали продукт с лучшими характеристиками, все наперебой бросятся его покупать. Это не соответствует действительности. В 95 случаях из 100 кто-нибудь уже располагает аналогичным товаром, выполняющим те же функции. Поэтому вы должны убедить людей, что ваш продукт лучше". В этом убедить роль любой рекламы, в том числе и рекламы продукции нашего объединения, исключительно высокая.

- И последний вопрос, Владимир Владимирович. Каковы перспективы вашей рекламной службы?

- Говоря откровенно, решенных проблем у нас гораздо меньше, чем нерешенных. И это связано не только с тем, как мы работаем, сколько со все возрастающими требованиями к рекламе и изучению спроса. Нам предстоит разработать и внедрить фирменный стиль в рекламе, увеличить тиражи рекламных средств, повысить эффективность и оперативность работ по изучению спроса, уметь прогнозировать тенденции ее изменения. Все эти работы требуют не только увеличения производительности труда сотрудников БриС а, в первую очередь, расширения самой рекламной службы объединения. Проблем тут много: в организационном и кадровом планах. В год подготовки к съезду партии, мы разрабатываем в соответствии с перспективными планами объединения основные направления рекламы нашей продукции на двенадцатую пятилетку.

Беседу вел инженер А. Лукьянов
газета "Вперед" №115, 24.09.1985

наверх страницы
контакты
структура сайта
на главную страницу
отзывы

egen. интернет студия - только хороший дизайн!