следущая книга

"Бизнес-Тезаурус"
учебно-методические пособие
для российского бизнеса

Политика и практика маркетинга

В.В. Кеворков (руководитель авторского коллектива), канд. тех. наук. С.В. Леонтьев

Издатель: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1998, 1999
Подписано в печать 28.12.98. Формат 60х84/16.
Гарнитура Таймс,
Печать офсетная.
Тираж 2000 экз.



Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в рамках проекта Института стратегического анализа и развития предпринимательства "Обучение управленческого персонала для проведения реструктуризации предприятий" по программе Займа содействия осуществлению приватизации N 3546RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.


"Наша задача сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты."
А. Морита





В. Кеворков "Дом большой, а поговорить не с кем: рецензия на сайт www.4p.ru", журнал "Маркетинговые коммуникации", №4, 2001

На сервер www.4p.ru я впервые попал случайно, уже не скажу точно и когда, помню только, что меня заинтриговала инициатива коллег по созданию Клуба маркетологов. Я сразу и безоговорочно поддержал ее на сайте, хотя и не очень верил в его реализацию. Как-то не любит наш брат маркетолог делиться с коллегами своими практическими наработками, от того и все конференции в сети носят вялотекущий характер. Да и несколько смущала откровенно коммерческая сторона проекта: сбросьтесь коллеги на содержание менеджера по организации Клуба, а там посмотрим. Может, все-таки, стоило начинать с разработки устава и принципов сотрудничества? В итоге Клуба так и нет, а сервер раскрутили. Если предположить, что идея создания Клуба была задумана как рекламная акция, то ход хоть и тривиальный, но действенный.

Итак, сегодня "Интеллектуальная собственность - 4p.ru" - действительно большой массив информации, созданный некой загадочной службой, более подробной информации о создателях сайта просто нет. Главное меню сайта впечатляет и похоже может действительно удовлетворить все мыслимые запросы маркетолога, которому ничто человеческое не чуждо. Тут вам и про работу "Практика и Теория, Исследования, Клуб Маркетологов, Работа" и для души "Развлечения, Форум". А вот и рубрика из недалекого прошлого: "Книга Ж и П" (жалоб и предложений), которая, как и положено, располагается в главном меню сайта.

Знакомство с содержанием сайта я решил начать именно с нее, хотя может и зря, ведь мнение коллег невольно будет влиять на мое восприятие. Первое, что бросилось в глаза в Книге, так это абсолютное большинство позитивных записей, и что уж совсем не традиционно для таких разделов, почти на все из них есть комментарий (ответ) администратора. Именно почти, так как на самый животрепещущий вопрос для всех маркетологов поставленный Лёхой из Москвы: "Очень здорово!!! Почитав Ваши материалы, мне захотелось стать маркетологом. Подскажите, какая у них средняя зарплата?" - ответа нет. А действительно какая? Согласитесь, ведь это тема, которая действительно заслуживает проведения опроса специалистов и работодателей или самостоятельного исследования. Вот было бы здорово, если бы его результаты можно было прочитать в разделе "Исследования", пусть даже со значком "4pм" (собственность службы 4p маркетинг, чтобы не повадно было публиковать материалы, без согласия владельцев). Представляете, сколько юношей, обдумывающих житье, можно было бы тогда рекрутировать в члены Клуба маркетологов, да и популярности сайта среди маркетологов это только поспособствовало. Если же говорить об общем тоне пожеланий к содержанию сайта, то он наиболее полно выражен в письме Марии из Москвы: "Побольше теории, и практика бы не помешала".

Ну, что касается теории вообще, то тут все более-менее. Правда, сама информация в разделе "Практика и Теория", совершенно не структурирована, но зато здесь чего только нет: от программных продуктов компании "Курс" и лекций Алексея Балабанова до материалов в стиле журнала "Деньги" (статьи: "Какие квартиры можно купить за небольшие деньги" и "Умные налоги с нефтянки"). Что же, информация полезная, может, кому из коллег и пригодится, вот только догадается ли он искать ее в интернете именно на сайте 4p.ru? А вот что касается теоретической информации по всем аспектам маркетинга - тут маркетологу поживиться нечем. Собственных материалов практически нет, все больше перепечатки и ссылки на другие сайты. Самый цитируемый из них - www.cfin.ru, на который, по каким-то соображениям, нет вообще ссылки в разделе "Ресурсы, посвященные маркетингу и бизнесу". Видно не показался владельцам 4p.ru сайт с таким экзотическим названием: "Корпоративные финансы". Действительно, подумали они, какое право он имеет отношение к маркетингу, а уж тем более к бизнесу вообще? И что с того, что вот уже второй год подряд он признается "Лучшим бизнес-сайтом года", у нас (читай 4p.ru) свои критерии ранжирования по популярности ресурсов, потому-то во главе списка и стоит 4p.ru. И это справедливо: мой сайт, а значит и рейтинг тоже мой. Лучшему, на мой взгляд, из сайтов посвященных маркетингу - www.marketing.spb.ru повезло чуть больше. Его упомянули в списке, правда, в самом конце и на этом его влияние на содержание 4p.ru ограничилось. А жаль, на www.marketing.spb.ru есть много полезных материалов, на которые надо, хотя бы, сделать ссылки.

С освещением практических аспектов маркетинга на сайте просто никак. Создается впечатление, что лозунг "Поддержим Российского производителя" никак не затрагивает струн души коллег маркетологов. Может быть, они сосредоточили свои усилия только на продвижении любой ценой своей продукции на рынок. Тогда какое же продвижение на рынок без рекламы, брэнда и "черного" PR? Именно этим темам на сайте внимания уделено более чем достаточное, только вот и здесь есть свои лидеры, например, журнал "YES!- рекламные технологии", которым на этом поприще я не знаю равных. А вот что по этому поводу пишет в своем комментарии администратор 4p.ru: "Ответ по поводу Конкретики и Динамики. Все это будет, обещаем. Скоро, сразу не родятся...". Что ж, подождем, к тому же глядишь, кто-то и откликнется на новый проект, приглашающий всех желающих бесплатно опубликовать свою информацию. Посмотрим, может там и будет что-то более, нежели просто тривиальная реклама самих себя.

Раздел же "Исследования" откровенно радует уже самим фактом возрождения популярности у коллег маркетинговых исследований. И не беда, что по количеству "нажатий" исследования на тему "Продукты. Алкоголь" лидирует со значительным отрывом от остальных, это тоже своего рода тенденция. Всему свое время. Жаль только, что по кратким аннотациям их, сложно судить об уровне исследований по существу. Но это и понятно, всем действительно заинтересованным в итоговом отчете, будет предложено раскошелиться на покупку полной версии, уж потом оценить что и как? Сами понимаете, затраты на исследование были значительными и их надо компенсировать. Ну что с того, что журнал "Эксклюзивный маркетинг" практикует публикацию подробных отчетов об уже проведенных маркетинговых исследованиях. Это скорее исключение, чем правило, да и потом разве могут сравниться небольшие тиражи этого печатного издания с возможностями интернет. Что действительно жаль, так это то, что нигде в сети не найти информации о маркетинговых исследованиях проводимых в начале 80-х годов ВНИИКСом (институтом изучения конъюнктуры рынка и спроса). Материалы одного из них, проведенного по заказу АВТОВАЗа в 1981-1982 годах, в котором приняло участие более 2000 человек, составлявших потребительскую панель авто владельцев СССР, я использовал при планировании проведения маркетингового исследования рынка автомобильной радиоэлектронной аппаратуры в 1986 году. Может быть 4p.ru все-таки стоило бы поискать исполнителей подобных исследований и попросить их рассказать о практических аспектах организации и проведения подобных исследований и создания потребительской панели? А то мы чуть что, сразу тянемся на полку за книгой "великого кормчего" маркетинга Ф.Котлера и его сотоварищей. А это все-таки собственный опыт, апробированный на отечественном потребителе, который был бы весьма полезен сегодня тем, кто всерьез озадачен проблемой проведения маркетингового исследования. Во всяком случае, я подобных материалов в интернете не встречал, хотя не берусь утверждать, что их там нет вовсе

Просматривая информацию на сайте, обнаружил следующее оригинальное утверждение: "Известно, что в разных компаниях - разный маркетинг. Лучше - в западных, хуже - в отечественных". Вот он ключ к столь пристальному вниманию, которое уделено на сайте публикациям передового зарубежного опыта. Не случайно, что одним из самых емких по информации и отзывам посетителей, стал раздел "Мерчендайзинг". Ну что тут сказать, помните, как в одночасье, все служащие стали вдруг называть себя менеджерами. А тут новое модное заграничное слово - мерчендайзер, а, значит, пора переквалифицироваться, уж больно красиво оно звучит! И что с того, что задолго до его появления отечественные специалисты розничной торговли, конечно же, далеко не все и не всегда, пытались "акцентировать внимание покупателя на определенных марках или видах товара". Кто об этом сейчас вспоминает, а уж тем более публикует информацию на сайтах? Не будем ерничать, в этом направлении запад действительно оставил нас далеко позади. Вопрос к коллегам, послушайте, неужели успешный мерчендайзинг есть стержень всего процесса маркетинга или я что-то не понимаю?

Очень любопытный ассортимент книг и в Книжной Лавке (Граков.А. "По законам волчьей стаи", "Толковый словарь школьника", "Учебник Word Trade and Payments") и не менее справедливое обращение к его нерадивым покупателям: "Все работает! (а - то есть "испытатели" - им приносят, а они - простите дяденька, случайно нажал"). Если у вас что-то не получилось - срочно жалуйтесь на marketing@mail.ru, разберемся". Интересно, подумал я себе, а в каких еще сферах мне смогут помочь разобраться на 4p.ru, надо будет не забыть послать им запрос.

Но изюминкой 4p.ru, без всякой натяжки, можно считать "Интернет-Аукцион". Ведь не додумались до такого ни на cfin.ru и marketing.spb.ru, ни на других. Главное ноу-хау аукциона 4p.ru для маркетинго-ориентированных сайтов состоит в выборе самих категорий товаров и услуг, которые здесь выставлены. Ну что с того, что нет среди них такой категории, как "маркетинговые услуги", зато есть риэлтерские, складские, курьерские, подбор персонала, эмиграция и другие. Мне лично очень приглянулись две услуги: частные скрипичные уроки и поступление в "ГУУ" с 100% гарантией всего за 30$! Список категорий настолько всеобъемлющ, что право даже не знаю, чего бы я, как маркетолог, смог сюда добавить? Вот если только еще услуги ритуальные и для тех, кто старше 18 лет! Но это уже слишком, возразят мне коллеги, хотя и согласятся про себя, что это 100% маркетинговый ход, так что надо будет подумать, кому еще его можно было бы предложить для реализации, если вдруг на 4p.ru откажутся.

Уже покидая сайт, решил заглянуть в раздел "Банеры и Кнопки" и, вот, наконец, практический маркетинг, правда, только в части продвижения самого 4p.ru: "Если тебе близок этот сайт, возьми любую кнопку и размести на видном месте. Тебе скажет спасибо не один маркетолог!". Не знаю, как у других посетителей 4p.ru, а лично у меня такого желания ставить ссылку на свой сайт пока не появилось, просто, как говорил К.С. Станиславский, - "Не верю!", что коллеги скажут мне за это спасибо, во всяком случае, сегодня.


В. Кеворков
"Дом большой, а поговорить не с кем: рецензия на сайт www.4p.ru", журнал "Маркетинговые коммуникации", > №4, 2001

наверх страницы
контакты
структура сайта
на главную страницу
отзывы

egen. интернет студия - только хороший дизайн!