В. Кеворков
Для повышения конкурентоспособности бизнеса сегодня уже недостаточно создать уникальный товар - его неповторимые, на первый взгляд, свойства через некоторое время будут скопированы конкурентами. То же самое можно сказать о логистике, ценообразовании, работе с финансами. И только один ресурс всегда и в любой компании остается уникальным. И именно он способен постоянно повышать эффективность коммерческой деятельности.
О том, что это за ресурс и как с ним работать, в интервью "ЗР" рассказал консультант по вопросам анализа существующей организационной структуры и ключевых бизнес-процессов Владимир КЕВОРКОВ (Москва), который провел семинар во Владивостоке в рамках "Программы совершенствования бизнеса" от ЦБО "Эксперт".
- Владимир Владимирович, так что же это за уникальный ресурс, который есть в каждой компании?
- Конечно, это персонал. В рамках жесткой конкурентной борьбы конкуренты способны скопировать все. И об этом сегодня говорят и специалисты в области маркетинга, и бизнесмены. Поэтому сделать компанию уникальной, уйти от преследования конкурентов можно только за счет человеческого фактора. А чтобы персонал работал как надо, его надо правильно организовать и мотивировать. Но самое главное - людям необходимо дать почувствовать сопричастность своей деятельности с целями и задачами всей компании.
- Оказывается, все так просто...
- На словах - да. Но на деле... Например, мы уже давно разработали и внедрили в практику систему диагностики организаций коммерческой деятельности. Одни и те же вопросы мы задаем владельцам бизнеса, высшему руководству, руководителям структурных подразделений, сотрудникам коммерческого блока. Один из самых первых вопросов в этой анкете такой: "Существуют ли в компании сформулированная миссия и рыночные цели". Парадокс заключается в том, что твердое "да" встречается только у 20% топ-менеджмента. Это говорит о том, что люди, которые создают компанию, не имеют ясного представления о том, для чего они делают бизнес и зачем пришли на рынок. А вот специалисты коммерческого блока отвечают на вопросы нашей анкеты совсем по-другому: 80% сотрудников говорят, что их стратегия направлена именно на зарабатывание денег. Этот парадокс говорит о том, что люди, которые работают с клиентами, по сути воспринимают текущую задачу как стратегическую.
Некоторые авторы говорят о том, что, когда пишется миссия компания, не нужно писать там, что вы хотите зарабатывать. Конечно, создание компании не преследует только одну цель -обогащение, должны быть и какие-то амбициозные вещи, но в базе человечества ничего другого, кроме материального стимулирования, нет. Поэтому когда я читаю миссию коммерческой компании и не вижу в ней желания наращивать капитал, мне кажется, что создатели такой миссии все-таки лукавят.
- Вы приезжаете во Владивосток уже третий раз, и среди наших бизнесменов у вас уже есть постоянные слушатели. В чем особенность ваших семинаров?
- Основной упор я делаю не на изложение типовых решений, а на представление вариантов решений на примерах разных сфер деятельности, на примерах компаний и бизнесов разных масштабов. Я это делаю для того, чтобы участники не просто скопировали лучшие примеры, а чтобы они включили ассоциативное мышление и нашли свое решение. Ведь профессионал - это не тот, кто берет готовые решения, а тот, кто на основе своего и чужого опыта находит что-то новое. В этом, кстати, основное отличие классического тренинга от семинара. В ходе тренинга идет "натаскивание" на решение определенной задачи. На семинаре мы говорим коллегам, что канона нет, есть один вариант, второй, третий, у каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, какой выберете вы, мы не знаем. У нас на семинарах всегда остается время для самостоятельной работы (так называемый формат "Совет директоров"), где нет учебной задачи с заранее известными ответами. Есть постановка задачи, которую вы должны рассмотреть на примере своей компании.
- А эти самые варианты решений вы черпаете из своей бизнес-практики?
- Что-то из своей, что-то заимствую у коллег. Ведь на семинарах для нас обратная связь очень важна, потому что всегда есть кто-то, у кого есть какие-то оригинальные наработки, потому что кругом - человеческий фактор.
- То есть формулу успешного бизнеса вы не знаете?
- По этому поводу у нас был случай. Один слушатель прослушал семинар, в конце встал и говорит: "Владимир, все было очень интересно. Но вообще-то я рассчитывал, что в конце семинара вы на доске напишете формулу успешного бизнеса". И тогда я ему сказал: "Коллега, если бы эта формула была, конкуренции бы просто не было". И привел ему такой пример: фьючерсные торги. Исходя из одной и той же информации, одни делают ставки на повышение, другие - на понижение. И рассудить их сможет только жизнь. Поэтому цель наших семинаров - показать диапазон решений. Да, по типовым проблемам я могу предостеречь вас от ошибок, которые делать категорически не надо. Есть пройденный путь, и повторять его глупо. В нашей компании когда-то был слоган: "Извлекайте выгоду из нашего опыта". Если вы вдумаетесь в русский язык, "извлекайте" - это не значит, что берите и применяйте. Извлекайте - это процесс. Т.е. приложите силы, сделайте что-то, и тогда, возможно, у вас что-то получится.
- "Программа совершенствования бизнеса" ЦБО "Эксперт", в которой вы принимаете участие, - это новый для Владивостока формат бизнес-образования. В ближайшее время предложите нашим бизнесменам что-то еще?
- Сейчас с "Экспертом" мы готовим новую программу. За четыре дня семинара участники прослушают четыре модуля: "Стратегия", ""Финансы", "Маркетинг", "Оргструктура". Его принципиальное отличие от того, что уже было, заключается в том, что группы начинают работать над своей задачей повышения конкурентоспособности с первого дня. В первый день они определяют стратегию, во второй день уточняют эти показатели с точки зрения маркетинга, в третий - с финансовой точки зрения и т.д. И фактически выходят на некий проект решения. Конечно, проект получается еще сырой, но концептуально вы видите, чем ваша компания должна заниматься в ближайшем будущем.
ДОСЬЕ "ЗР": Владимир Кеворков профессионально работает в сфере маркетинга и рекламы с 1980 г. С 1989 по 1992 гг. - член правления Ассоциации рекламных работников СССР. Автор книг: "Слоган", "Практический маркетинг. Рабочая тетрадь Руководителя", руководитель авторского коллектива Учебно-методического пособия "Политика и практика маркетинга", "Маркетинг: регламент бизнес-процесса". Профессиональный консультант в сфере менеджмента, маркетинга, рекламы, PR, Direct-marketing и Sale promotions. Имеет опыт проведения самостоятельных маркетинговых исследований рынка, организации работы в сфере маркетинга на предприятиях различных отраслей, разработчик творческих концепций результативных рекламных кампаний.
Подготовила Елена АРДАЛЬЯНОВА
Газета "Золотой рог", г. Владивосток № 87 от 10 ноября 2004 г.
|