следущая книга

"Бизнес-Тезаурус"
учебно-методические пособие
для российского бизнеса

Политика и практика маркетинга

В.В. Кеворков (руководитель авторского коллектива), канд. тех. наук. С.В. Леонтьев

Издатель: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1998, 1999
Подписано в печать 28.12.98. Формат 60х84/16.
Гарнитура Таймс,
Печать офсетная.
Тираж 2000 экз.



Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в рамках проекта Института стратегического анализа и развития предпринимательства "Обучение управленческого персонала для проведения реструктуризации предприятий" по программе Займа содействия осуществлению приватизации N 3546RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.


"Наша задача сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты."
А. Морита





"Нужен ли умный совет в стране советов?", газета "Рабочая трибуна", 11 октября 1991.

Это притча расхожая.

Пришел молодой парень к аксакалу и сказал:
- Уважаемый, у меня свадьба. Не подарите ли мне барана?
Тот отвечал:
- Ты знаешь, с баранами у меня трудности, зато я дам тебе умный совет: иди к другому соседу и он подарит тебе двух баранов.
- Да, но я был у того соседа, и он посоветовал обратиться к вам! А мне не совет - баран нужен! - вспылил будущий молодожен.
- Ну, послушай меня, юноша! У нас ведь не страна баранов, а страна советов… - последовал ответ.

Так началась наша беседа с Владимиром Кеворковым - начальником отдела маркетинга производственного объединения "Звезда". Именно здесь накоплен и нуждается в распространении большой практический опыт в осуществлении маркетинговой деятельности на предприятии.

- Когда я узнал, что такой отдел, да еще в "оборонке", работает с застойных 80-х, как-то не поверилось…

- Как это ни покажется странным сегодня, но именно в эти годы и в этих отраслях по указанию "сверху" создавались службы рекламы и изучения спроса. В середине 70-х наше предприятие впервые в стране освоило выпуск автомагнитол, ставших на многие годы единственным ТНП, хотя и при довольно ограниченных объемах производства. Создание бюро рекламы и спроса было расценено как дань моде.

С чего мы начали? Прежде всего, наладили тесные контакты с потенциальными потребителями. Сегодня в нашей картотеке - адреса свыше шести тысяч автовладельцев страны.

Изменения в экономике потребовали от нас переориентации и в своей деятельности. В условиях предстоящей конверсии перед предприятием остро встала проблема поиска своего пути. Формирование ассортиментной политики - вот на чем необходимо делать упор.

- Так каким же вам видится будущее предприятия в условиях конверсии и развития рынка?

- Уверен, что мы не будем, условно говоря, делать кастрюли вместо бомбардировщиков, а будем решать как переоборудовать его в первоклассный пассажирский лайнер. Для нас, конкретно, это означает модернизацию выпускаемых нами супер-ЭВМ для применения в сфере управления воздушным и железнодорожном транспортом, в астрофизике, в банках при расчетов по кредитным карточкам и т.п. И, конечно же, освоение новых моделей автомагнитол и персональных компьютеров.

В настоящее время наше объединение выпускает ПЭВМ "АГАТ-9", предназначенные для школ, малых предприятий и госучреждений, а также переходит к серийному выпуску бытовых компьютеров типа "Синклер" ("БК-Звезда"). В конце года мы налаживаем сборку компьютеров IBM PC/AT на 286-м и 386-м процессорах.

- А как возникла та ид ея издания создания пособия, которое вы рекламируете в нашей газете?

- Каждый раз, собираясь на очередной семинар или повышение квалификации по маркетингу, я тешил себя надеждой услышать о тех крупицах отечественного опыта, который имел бы место в нашей стране. Увы, именитые лекторы с разной степенью профессионализма пересказывали учебник Ф. Котлера "Основы маркетинга", иллюстрируя его примерами, почерпнутыми в очередной загранкомандировке. На вопрос о том, как заниматься маркетингом в СССР, шел стандартный ответ: в стране нет рынка и говорить о внедрении маркетинга преждевременно. Маркетингом должны заниматься только предприятия-экспортеры, да и то лучше не самостоятельно, а через внешнеторговые фирмы.
Я согласен, что у нас нет полноценного рынка, я согласен, что необходимо изучать передовой зарубежный опыт и азы теории, но я категорически не согласен с тем, что внедрение маркетинга связано только с созданием рыночной инфраструктуры. Внедрением элементов маркетинга надо было заниматься давно, в рамках плановой экономики, а сегодня это стало просто жизненной необходимостью. Наше пособие ориентировано на практических работников предприятий и организаций, которые впервые столкнулись с реалиями рыночных отношений. Кроме того, для тех, кто намерен развивать горизонтальные связи, мы создали базу данных "Адреса промышленных предприятий в СССР", которая, кстати, стоит в несколько раз дешевле аналогичных и занимает всего 6 Мбайт памяти ПЭВМ типа IBN PC. Тиражирование и распространение вышеуказанных материалов взял на себя консорциум "Терем".

- Так вот откуда притча про баранов и страну советов?

- Но мы не просто даем советы, а оказываем своим коллегам всяческую помощь. Мы будем рады видеть всех у себя в Сергиевом Посаде. Ведь общение всегда приводит взаимному обогащению. Кстати, наша брокерская контора "Брок-Мастер" также готова оказать всем желающим комплекс услуг на "Военно-промышленной бирже".

Кроме того, мы намерены организовать международные семинары по маркетингу и рекламе по принципу взаимного обучения. В необходимости этого я убедился, находясь на стажировке в Австрии. Общаясь с бизнесменами и специалистами по маркетингу, я осознал неадекватность подходов к коммерческой деятельности у "них" и у "нас".

Кстати, как вы знаете, наряду с вашей газетой мы рекламировали свою работу и в других средствах массовой информации. Так вот эффект от публикации в "Рабочей трибуне" в несколько раз превзошел публикации в других изданиях.

- А некоторые наши читатели нашей газеты недовольны тем, что часть площади последней страницы мы отдаем под рекламу.

- Мы переходим к рынку. А подлинно рыночные отношения невозможны без рекламной информации. Так что следите за рекламой. Напоминаем наш телефон в Сергиевом Посаде….

Интервью взял Владимир Захаров
газета "Рабочая трибуна", № 197, 11 октября 1991

наверх страницы
контакты
структура сайта
на главную страницу
отзывы

egen. интернет студия - только хороший дизайн!