следущая книга

"Бизнес-Тезаурус"
учебно-методические пособие
для российского бизнеса

Политика и практика маркетинга

В.В. Кеворков (руководитель авторского коллектива), канд. тех. наук. С.В. Леонтьев

Издатель: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. 1998, 1999
Подписано в печать 28.12.98. Формат 60х84/16.
Гарнитура Таймс,
Печать офсетная.
Тираж 2000 экз.



Настоящее учебно-методическое пособие подготовлено в рамках проекта Института стратегического анализа и развития предпринимательства "Обучение управленческого персонала для проведения реструктуризации предприятий" по программе Займа содействия осуществлению приватизации N 3546RU, предоставленного Международным банком реконструкции и развития.


"Наша задача сделать собственные товары устаревшими прежде, чем это сделают конкуренты."
А. Морита





В. Кеворков "Интернет - это не панацея", газета "Вперед" №57, 27 мая 2000

Далеко не в каждом деле известны первопроходцы. К примеру, имя изобретателя колеса мы, наверное, никогда не узнаем. Однако что касается Сергиево-Посадского Интернета, секрета нет: Владимир КЕВОРКОВ один из его зачинателей. Во всяком случае, на сайте ЗАО "ДиВо" www.divo.ru, генеральным директором которого (ЗАО) он является, красуется гордая фраза: "Первый официальный провайдер Интернета в Сергиевом Посаде".

- И как вам сегодняшний Сергиево-Посадский Интернет?

- Местных информационных ресурсов, которые могли бы быть потенциально интересны внешним пользователям, очень мало. У нас даже городского телефонного справочника в Сети нет. Хотя накоплены уже некоторые ресурсы саморекламы.
Город вошел в Интернет, но, скорее, как пользователь чужой информации, практически не давая своей.

- А не сработает ли со временем эффект "своей рубашки", которая "ближе к телу"? Местное ТВ, к примеру, тоже во многих смыслах уступает национальному, но его активно смотрят, поскольку тутошние новости, знакомые рожи... Не возникнет ли у нас когда-нибудь местный Интернет-рынок?

- Пока еще значимых местных ресурсов в Сети слишком мало, чтобы за них платить по ставкам сегодняшнего Интернета. Сегодня в нашем городе местную информацию дешевле получать из обычных источников.
В то же время мы мало, что даем стране и миру. У нас нет ни одного нормального туристского сервера. Нет нормального сервера по Лавре. То есть все ресурсы о Лавре включают картинки и тексты, которые были опубликованы в альбомах и буклетах и, в принципе, достаточно хорошо известны.
Казалось бы: туристский центр - есть гостиницы, рестораны. Ничто из них не представлено в Интернете, не говоря уже о том, чтобы иметь режим бронирования номера или заказа столика.

- Вы это заявляете по интуиции или проводили исследование?

- Мы пытались некоторые наши престижные заведения заинтересовать Интернетом - сделать их красочные сайты с возможностью бронировать столики, просматривать меню. Показывали, как аналогичные вещи практикуются в Москве, но интереса никакого - ноль.
Понятно, что магазину, который торгует обоями, нет смысла давать цены в Интернете. Но тур фирмы, крупные заводы - как они могут обходиться без представительства в Сети? Веб-страницы учреждений, которые уже стоят на серверах, в том числе у нас, в отношении обновляемости крайне плохи. Люди исходят из того, что это модно и будто бы надо. Однажды страницу открывают, а обновлением информации никто не занимается. Сайт стоит брошенный, не говоря уже о том, что никто не занимается его продвижением и поддержкой.

- Что вы понимаете под продвижением и поддержкой сайта?

-Выбирается потенциальная аудитория, покупается база данных электронных адресов или вы сами набиваете нужный вам список рассылки. Тут есть один нюанс. Нельзя огульно отправлять большую по объему информацию. Вы посылаете коротенькое приглашение посетить ваш сайт по такому-то поводу. Тогда есть шанс, что люди узнают хотя бы о вашем существовании.

- Вы сами пользуетесь этой технологией?

-Конечно. Когда мы формировали свой список рассылки, то взяли крупные консалтинговые фирмы и предприятия, которые потенциально могли бы заинтересоваться нашими материалами.
У нас на сервере выложено мое учебно-методическое пособие "Политика и практика маркетинга". Оно доступно уже более двух лет, но 24 января этого года мы поставили на страницу счетчик. А 12 февраля разместили тут же экспертный опрос на тему "Организация взаимодействия и уровень ответственности служб предприятия в решении вопросов в сфере коммерческой деятельности". Цель анкеты - выявить мнение специалистов по весьма острому вопросу - о месте и задачах службы маркетинга на предприятии. Обещали всем желающим выслать наш итоговый отчет. Конечно, появится он и на сайте. С 15 февраля по 31 марта разослали в 500 адресов предложение участвовать в опросе. На середину мая имели уже 1363 посещения.

- А если вспомнить, как все это "Диво" начиналось?

-Консультационная деятельность в сфере практического маркетинга - это, как мы написали в одной рекламе, наша судьба. Мы этим занимаемся давно, в основном, в составе крупных компаний. Однако идея создания Интернет-узла, как ни странно, пришла не от нашей материнской компании "Стандарт Телефон Электрик" ("Статэл"), работающей в сфере телекоммуникаций. Она посетила меня в мае 1996 году, когда я читал в "Коммерсант-дэйли" колонку о возможностях Интернета.
Идея эта тогда не воспринималась никем. Во-первых, Интернет не был так моден как сейчас, электронные адреса на визитках были еще большой диковиной. Во-вторых, полезность его была очень спорной, хотя все понимали, что это новое крупное направление. В-третьих, наш город с низкооплачиваемым населением, с совершенно безобразным в 1996 году качеством телефонной связи и низким обеспечением телефонами на душу населения никак не располагал к тому, чтобы быть включенным в мировую Сеть. С точки зрения классического маркетинга все было абсолютно противопоказано проекту.
И тем не менее, именно как профессиональные маркетологи, мы увидели за Интернетом будущее, хотя изначально понимали, что вложения будут долгосрочными и большими.
В 1996 году нам удалось склонить компанию "Стател" к тому, чтобы развивать такой проект, а с другой стороны, убедить Сергиево-Посадский музей выделить нам под провайдерский узел небольшое помещение.
У музея-заповедника вместе с областным Комитетом по культуре была программа объединения информационных ресурсов музеев Подмосковья в Интернете, но в городе никто не хотел этим заниматься. Мы были единственными, кто предложил реальный вариант. Одна из самых первых страниц, которую мы сделали, была страница музея. Она поддерживается до сих пор, и когда в прошлом начинались перебои со связью, из Америки в музей приходили возмущенные письма, мол, почему недоступен ресурс?

- Сколько нужно было денег в 1996 году, чтобы начать дело?

- Весь проект можно оценить, наверное, в 10 тысяч долларов - инсталляция сервера, линия. И это при том, что часть оборудования была передана нам "Статэлом" как спонсорская помощь.
Вообще, Интернет - весьма дорогое удовольствие именно из-за коммуникаций. Кстати, когда мы создавали свой сервер, районный узел связи был нашим клиентом, потому что не видел целесообразности самому развивать данное направление. И мы в течение полутора лет были единственными, кто в районе поддерживал идею Интернета на деле.

- Если не секрет, вы в убытке или с прибылью?

- Мы только-только подходим к окупаемости. По текущему состоянию мы рентабельны, но если взять вложения...
Если бы можно было остановиться - не совершенствовать канал, не развивать сервер - давно можно было окупиться. Но... меняется компьютерный парк, надо увеличивать память, наращивать число линий. Периодические вложения пока не позволяют окупить "ДиВо".
В одном журнале перед обвалом 1998 года была статья, где говорилось, что ни один из крупных провайдеров еще не оправдал затрат на чисто интернетовские проекты. Даже сегодня считается, что подобные начинания окупаются за 3-7 лет, не меньше. Тот же "Демос", к примеру, "отбивает" вложения в Интернет продажей компьютеров. Или необходимо продавать информационные ресурсы. Или нужно быть компанией "Россия он лайн", где одновременно могут работать 10-20 тысяч человек. В условиях нашего города я пока не вижу, как можно заработать на предоставлении доступа в Интернет. Мы и цены вынуждены держать чуть ниже московских, несмотря на межгород - иначе никто не будет работать.

- Первый клиент у вас появился 5 октября 1996 года.

-Сейчас он в Москве, давно не является нашим клиентом, но это был первый человек, который в нас поверил.
Вообще, мы прошли два этапа. Сначала работали через коммуникационный канал МПС. Возможно, не совсем правильно вели ценовую политику, не так, как следовало, занимались продвижением услуги. Канал был по нынешним понятиям просто никакой.
"Служба ТСИ" резко обошла нас в скорости канала, и это вынудило нас искать. В 1998 году перешли на канал "Ростелекома" со скоростью 128 килобит в секунду - как у среднего московского провайдера, расширили модемный пул, то есть дали возможность работать одновременно большему числу людей. Чтобы было понятно: поначалу у нас имелись две входные линии, и их хватало. Ныне у нас семь линий и у наших коллег "Службы ТСИ" десять. При этом загрузка у нас и у них, наверное, процентов на 40-50.
Наряду с техническим переоснащением мы взялись за наращивание информационности сайта. Взяли курс на наполнение не за счет ссылок и дублирования материалов, а за счет оригинального продукта и привлечения компаний, которые территориально находятся вне района.
Например, сегодня на www.divo.ru пользователи смогут найти страницу Института практического востоковедения, которую мы сами сделали от начала до конца, страницу московского клуба внутренних аудиторов, сайт компании "Статэл", который мы поддерживаем, много других материалов.
Поскольку мы консалтинговая фирма, а не торговая, то свое будущее видим в том, чтобы уходить в информационное поле, предоставляя более широкий круг услуг. Так, например, планируем купить цифровую камеру и аппарат для записи CD. Иностранцы смогут свои фотографии по электронной почте из Сергиева Посада сразу же посылать родным или увозить их на диске.

- Чем вы гордитесь?

- Тем, что наши собственные ресурсы вызывают интерес пользователей, и ссылки на них вы легко найдете в любом поисковике, где ранжирование ведется по количеству обращений.
Вместе с тем обидно, что многие страницы сервера, в том числе, созданные самими клиентами, не работают в полную силу по причине непонимания руководителей. Интернет сам по себе - это не панацея. Развитие и обновление сайта, формирование и корректировка списков рассылки, накопление собственных баз данных, целевое поддержание контактов с конкретным клиентом - все то, что называется директ-маркетингом, - специальная и необходимая работа, которой следует заниматься систематически. Конечно, она требует определенных затрат. Но при правильной постановке дела эффект будет многократный.


Владимир Кеворков

наверх страницы
контакты
структура сайта
на главную страницу
отзывы

egen. интернет студия - только хороший дизайн!